Наставник Хайдэн

  Одним из известнейших мастеров Ушу, живших в прошлом веке, был наставник Хайдэн (1902-1989 гг). Иероглифы "хай" и "дэн" означают корабельный фонарь,укрепляемый на носу судна. По описанию современников, при встрече с наставником часто возникало ощущение нереальности происходящего. При росте - 1м 60см, в свои более чем 80 лет, он был легок и подвижен, а взгляд его живых глаз говорил о силе и здоровье. У него были характерные быстрые движения головы, прекрасная память. Хайдэн совершенно не производил впечатления старого человека, этот успевающий всюду монах - живое воплощение удивительного мастерства.  Даже в почтенном возрасте наставник Хайдэн демонстрировал удивительное мастерство, поражая всех своими способностями. Он с легкостью мог стоять на указательном пальце одной руки в течении нескольких минут, опершись при этом ногами о стену. В том же возрасте он с гибкостью ребенка и без малейшего напряжения садился на шпагат, а также демонстрировал другие поистине удивительные вещи: проявлял нечувствительность к ударам практически любой силы и легким касанием руки валил с ног могучих шаолиньских монахов. 

Преодолевая трудности. 

  Наставник Хайдэн родился в провинции Сычуань в очень бедной семье. Отец его был портным. В возрасте семи лет он начал обучаться у своего дяди местному сычуаньскому направлению, именуемому "шаолиньцюань", хотя и не имевшему непосредственного отношения к Шаолиньсы.

  Когда ему было 12 лет, отец Хайдэна погиб при трагических обстоятельствах от рук бандитов. Именно это послужило тем импульсом, который заставил будущего мастера встать на путь самосовершенствования, защиты справедливости и познания истины.

С 17 лет Хайдэн начал практиковать постоянное сидячее самосозерцание в положении "Цзочань". Он никогда не ложился и даже спал сидя, считая, что таким образом обеспечивается оптимальная циркуляция ци в организме.

  В молодости он познакомился со старым шаолиньским наставником Ши Чжиси, у которого начал перенимать знаменитое "Искусству юноши" Шаолиня, состоящее из 32 движений и позиций. В Китае существует пословица "Если в молодости не будешь заниматься ушу, в старости будешь ни на что не годен". Хайдэн начал тренироваться в возрасте 7 лет, и с тех пор ни на день не прекращал тренировки.

 Как раз в этот период монастырь Шаолиньсы был разрушен и в провинцию Сычуань прибыли несколько монахов, у которых юный Хайдэн принялся обучаться ушу Шаолиньской школы. Одним из монахов был знаменитый наставник Жу Фэн. Хайдэн обучался у него в буддийском храме в горах Эмэйшань в провинции Сычуань. Именно там он начал постигать, техники "Цзочань" - сидячее сосредоточение и "И чжи чань" - созерцание одного  пальца.

  В 1935 году, в возрасте 33 лет он получил буддийское посвящение в одном из Сычуаньских монастырей. Начиная с 1946 года Хайдэн занимал должность наставника по Ушу при Шаолиньском монастыре.

  Впоследствии он преподавал Ушу в Шанхае, выступал на различных соревнованиях (в 1952 году в городе Тайчжоу он занял первое место по стилю лоханьцюань).

С 1959 по 1962 годы Хайдэн исполнял обязанности старшего наставника монастыря Шигунсы в провинции Цзянсу.

  В 1982 году наставник окончательно поселился в Шаолине, начав преподавание ушу при монастыре. Приблизительно через два года, в возрасте 84 лет, наставник Хайдэн принял участие в съемках документального фильма, неоднократно выполняя во время съемок в течении нескольких десятков минут стойку на одном пальце, демонстрируя удивительное мастерство владения собственным духом и телом.

  Когда Наставника спрашивали о его искусстве, учитель оказывался немногословным: "Вы говорите искусство...То, чем мне удалось овладеть - лишь малая часть ушу". Однако один из его учеников рассказал о четырех удивительных упражнениях, которые постоянно выполняет наставник. 

Искусство монастыря Шаолинь.

   "Тело у наставника, несмотря на преклонный возраст, гибкое, как у ребенка. Но это же тело может быть твердым, как алмаз" - говорили его ученики. Наклонившись вперед, наставник обхватывал ноги и прижимает голову к коленям. 
   Другое упражнение - "Чао Тянь Дэн" - "поддерживать небо" - состоит в том, что наставник поднимает одну ногу вертикально вверх, удерживая ее за пятку. 
  "Созерцание пальца" выполняется таким образом: стоя на указательном пальце одной руки, поднимают обе ноги вверх и остаются в этом положении несколько минут. Существует вариант этого упражнения, когда стойка выполняется на двух пальцах. В этом случае это называется "созерцание двух пальцев". Оба эти упражнения имеют общее название "Суть созерцания в Шаолиньском ушу" и имеют единую внутреннюю основу. Только по описанию этих упражнений можно представить себе, какой удивительной силой обладал наставник. 

  Хайдэн начал изучать "Созерцание пальца" в возрасте 17 лет под руководством своего учителя Жу Фэна и освоил это искусство лишь к 30 годам. Однако, Хайдэн отмечал, что без базовых упражнений "искусства юноши" ему не удалось бы освоить созерцание пальца.  Для того, чтобы освоить это упражнение необходимо постоянно совершенствовать свое мастерство, поднимаясь на все более высокие ступени. Сначала выполняют стойку на пяти пальцах обеих рук, дальше на 5 пальцах одной руки и постепенно переходят к конечному положению - на одном пальце. О том, какого труда и упорства требует овладение этим упражнением свидетельствует тот факт, что на его освоение уходит 10-12 лет. Когда Хайдэн складывал вместе пальцы рук, можно заметить, что длина среднего и указательного пальцев у него одинаковая. Причина этого в том, что он длительное время упражнялся в "созерцании двух пальцев" на левой и на правой руке. Кроме того, беседуя с наставником можно было заметить, что руки у него немного дрожали. Дело в том, что в возрасте 84 лет Хайдэн принимал участие в съемках фильма, где ему пришлось неоднократно, на протяжении нескольких десятков минут выполнять "созерцание пальца". Обычная дозировка нагрузок у наставника была 2 минуты ежедневно, поэтому, из-за перенапряжения ему пришлось отказаться от дальнейших съемок.
  Упражнению "алмазный молот" Хайдэна научил его наставник Жу Фэн. Оно состоит в принятии вертикального положения с опорой на один кулак.

  Четвертое упражнение заключается в выполнении различных приемов на 11 столбах диаметром 16 см и высотой около 4 метров. На этих столбах делают различные упражнения, некоторые из которых очень сложны. Эти упражнения считаются очень эффективными для тренировки ног и поясницы. Кроме того, они тренируют вестибулярный аппарат. Однако, эти упражнения не единственное увлечение наставника.

  Он также очень любил выполнять упражнение "цзочань" - сидеть со скрещенными ногами. Наставник вспоминал, что в 1948 году, в храме Суншань Шаолинь-сы он просидел в позиции цзочань семь суток без сна, воды и пищи, поразив этим подвижничеством обитателей храма. 

Будни монаха.

   Учитель ел крайне мало. Его рацион питания - один раз в день, при полном воздержании от мясных продуктов, хотя врачи настоятельно рекомендовали ему употреблять мясо - состоял в основном из соленых овощей и ограниченного количества воды. Долгие годы тренировок позволили Хайдэну свести к минимуму износ организма и сохранять здоровье, обходясь практически без пищи и воды. Хайдэн мог в течение долгого времени обходиться без сна, находясь в положении "Цзочань" и с 17 лет до конца жизни всегда проводил ночи в молчаливом самоуглублении. Хайдэн несколько десятков лет до своей кончины не принимал никаких лекарств. В его доме находился лишь небольшой стол высотой около 1 метра. Это "кровать" Хайдэна. Ночью он клал сверху льняное покрывало и садился в позицию "Цзочань" прикрыв глаза. Так он сидел всю ночь до самого утра. Сидение в цзочань не удивительно для секты "Чань", но для простых смертных пример Хайдэна видимо недоступен. 

  Наставник Хайдэн был не только прославленным мастером Ушу. Его кисти принадлежит также целый ряд замечательных стихов. В сборнике, изданном в провинции Сычуань под названием "Стихи бродячих монахов храма Шаолинь", наряду с другими материалами было помещено более полутора сотен стихов, написанных самим Хайдэном.

К сожалению, в Шаолине многие до самой смерти великого мастера не приняли его. Отчасти из-за того, что он не считался представителем "истинной шаолиньской школы", так как не воспитывался в стенах монастыря, отчасти из-за неприятия авторитета самого Хайдэна, который во многом превосходил авторитет Шаолиня того времени. 

© 2020 Московский центр изучения ТУНБЭЙ усюе.

Москва, метро "Преображенская площадь",  

1-я улица Бухвостова, дом 12/11