Хань Цичан

  Одним из самых выдающихся мастеров в мире боевых искусств ХХ века, был без сомнения Мастер Хань Цичан. Он родился на двадцатый день девятого месяца по лунному календарю 1893 года в деревне в провинции Хэбэй и умер в Пекине в возрасте 95 лет 1 сентября 1988 года.

  Хань Цичан начал заниматься Ушу стиля Чоцзяо с 10 лет, у старшего брата отца, Хань Ютинга. Отец Хань Цичана был против занятий Ушу своего сына: «Лучше искать работу, боевые искусства не дают возможность поесть и одеться!». Но маленький Цичан втайне от отца ночами уходил тренироваться. Убедившись, что все члены семьи спят, с помощью палки перелезал через стену, чтобы пойти на занятия. Это повторялось каждый день, без ведома отца, который узнал об этом только тогда, когда его сын приобрел большую известность в округе.

  Ван Юйдун и Хань Ютин оба занимались чоцзяо (戳 脚). Хань Ютин был рад видеть своего племянника так усердно занимающимся, и за это он учил его боевым искусствам с особым вниманием. Через некоторое время два старых учителя  представили молодого Хан Цичана известному мастеру  Ли Тхи Мину(李 题名), и мальчик продолжал учиться у него.

 Мастер Ли, который тогда жил в Пекине, был известен своими особыми знаниями, определенными "секретами", которые он держал для себя, а не передавал по наследству. Одной из секретных техник была форма с саблей, которой он не обучал даже за большие деньги, другая была система из 6 редких форм с копьем. Мастеру нравилась решимость, с которой Цичан увлекался боевыми искусствами, и он часто говорил: «Не легко найти учеников, которые увлечены настолько, что не могут обойтись без боевых искусств. Когда мы в таком состоянии, то  узнаем все с легкостью!». Так, он решил передать ему редкие формы с саблей и копьем, которые составляли секретную методику мастера.

  Между тем, Хань Цичан также изучал Фанцзи Цюань (翻 子 拳) и Тан Туи (弹腿) у мастера Ши Лиашен (史连生). Он познакомил его с известным мастером Тяньцзинь, Цуньи Ли (李 存 义), который принял его сразу с большой симпатией, и также заметил решимость и усердие, с которой Хань Цичан обучался и учил талантливого парня Синъи Цюань (形意拳).

  Шел был 1913 год, когда  недалеко от места рождения Хань Цичана была организована сельская  ярмарка. В ней приняли участие многие мастера Ушу различных стилей и Хань Цичан так же принял участие в демонстрации форм, которым его обучил  Учитель Ли Тхи Мин. Как только он закончил, то обратил внимание на другую демонстрацию, проходившую неподалёку - внутри круга, стояли два мальчика в возрасте 13-14 лет и проводили условный поединок. Позже он узнал, что этот поразительный стиль, который практиковали два мальчика, называется  Mэйхуачжуан (梅花桩).

 Учителя мальчиков звали Инь (尹), Моти (墨 池) по прозвищу Се Джан (谢 章). Хань Цичан очень заинтересовался стилем и на следующий день  сразу же отправился на поиски мастера Инь. Мастер приветствовал его, похвалив его Ушу. Цичан воспользовался этой возможностью, чтобы объяснить причину своего визита. Учитель выслушав его, сказал: "Вы хотите обучаться Mэйхуачжуан? Нет никакой спешки ", и позвал своего сына Си Дуо (四 多) и предложил Хань Цичану попрактиковать приёмы, увиденные им на вчерашней демонстрации и попробовать «поспарринговать» с Си Дуо. Хань Цичан выглядел озадаченным и был в недоумении, т.к. Си Дуо был ниже ростом и моложе, но в итоге согласился и упал на землю  при первом же приеме. Он  продолжал «спарринг» с большей концентрацией, но не мог приблизиться к сопернику, не помогала и  защита от атак, Си Дуо не дал ему даже шанса отступить, неизбежно после нескольких обменов атак Цичану пришлось снова приземлиться на землю.

  Сознавая свои технические недостатки, Хань Цичан опустился на колени у ног учителя Инь, уверяя, что больше не встанет, если не будет принятым в качестве ученика. Мастер Инь Моти рассмеялся: "Я могу понять, что вы хотите изучать Мэйхуачжуан.  Пока вы можете наблюдать за нашими тренировками. О том чтобы принять тебя в ученики, мы поговорим позже".

  Хань Цичан тренировался в течение 6 лет, прежде чем был официально принят в качестве ученика мастера Инь, и только после того, как он тренировался еще в течение примерно семи лет,  изучил Мэйхуачжуан в полном объеме.

 

 В 1917 году Хань Цичан покинул свою деревню в поисках других стилей Ушу, а ещй через несколько лет он вступил в армию военачальника Цао Кунь (曹 锟), и был назначен официальным военным инструктором боевых искусств. Более двух лет военной жизни понадобилось Хань Цичану, чтобы понять, что армия не означает ничего, кроме продажи своей жизни, ради богатых и могущественных. Он решает уйти из армии и искать другие пути и другие средства к существованию.

 

 В 1929 году Хань Цичан представлял свой регион, Хэбэй, в большом и важном турнире боевых искусств в Ханчжоу. Случилось так, что в группе был представитель бойцов из региона Шаньдун. Бой был тяжелым, и оба получили травму. Это вынудило бойцов остановиться, и результат на турнире признали равным. Впоследствии, турнир переехал в Шанхай. Здесь Хань Цичан вел бой с таким натиском к удивлению всех, что победил одного за другим большинство бойцов на помосте.

 Также Хань Цичан был победителем соревнования по ушу в Пекине. Шифу Суй Юньцзян, ученик Хань Цичана, рассказывает о соревнованиях того времени, что они были не показательными или спортивными, а настоящими боями, где можно было убить человека. Хань Цичан (нет, он никого не убивал) стал чемпионом по всему Китаю на одном из таких соревнований, проводимых в Пекине. 
 
 Боевые навыки Хань Цичана были превосходными и часто случалось, что, в среде боевых искусств возникали роазличные споры и кто-то обращался к Мастеру за разъяснениями. Цичан обычно отвечал так: "Все боевые искусства являются одной семьей, и хотя, как  люди иногда мы не чувствуем себя близкими, близко по духу искусство, которое объединяет нас, и мы все должны заботиться друг о друге. Вы не можете думать всегда только о том, чтобы всегда доказывать, кто самый сильный и кто прав ".  Ему трудно было возразить, он получил всеобщее уважение, и даже когда  перед ним были высокомерные люди, в трудных ситуациях он всегда проявлял сдержанность в попытках привести всех к примирению, никогда не теряя самообладания.

 Хань Цичан был щедрым человеком. В его жизни было много учеников и последователей, некоторые из них очень бедны, он не требовал только, чтобы те платили ему за тренировки, но в случае необходимости даже пытался помочь финансово, как мог. Даже в небольшой деревне, когда кто-то нуждался в помощи, он всегда был готов протянуть руку помощи.

 

 В 1932 году Хань Цичан переехал в Пекин. В то время в столице не существовало Мэйхуачжуан. Но в скором времени Цичан сразу сделал его известным, и он начал преподавать боевые искусства в школах.

 В 1949 году во время известного долгого периода в постоянной борьбе с национально-революционной армией, Народно-освободительная армия вошла в Пекин. В том же году, Хань Цичан был приглашен преподавать боевые искусства в школе полицейских и охранников во втором дивизионе  (中央 警卫 二 师) в Пекине, чьи солдаты по-прежнему отвечают за безопасность Коммунистической партии и лидеров наиболее важных органов китайского государства.

 Через несколько лет он стал также преподавать боевые искусства в университете Пекина (北京大学), одном из самых важных в Китае. Несмотря на это Учитель преподавал во многих школах, как правило, предпочитал выбирать наиболее талантливых студентов для обучения в своем дворе всем нюансам школы Мэйхуачжуан. Часто в школах необходимость фиксированной программы обучения искажает  традиционные методы обучения. В любом случае, все, даже те, кто учился с ним в течение короткого цикла в школе, с удовольствием вспоминают слова, учение и много интересных историй, связанных с этими годами жизни мастера.

 Мастер Хань Цичан на протяжении всей своей жизни всегда был связан с изучением, усовершенствованием, развитием и распространением боевых искусств. Он уважал все стили, и даже в пожилом возрасте, получивший широкое признание как выдающийся учитель, он вежливо спрашивал о разъяснении и изучал боевые концепции, которые представляли для него интерес. До своей смерти в 1988 году он занимался каждый день и передавал объем своих знаний и опыта, зачастую часто подчеркивая их недостатки, для того, чтобы студенты и ученики поняли, различали и исправляли их. 

Учитель Хань Цичан и сегодня может являться настоящим образцом для подражания в изучении воинских искусств и жизни.

 В заключении  нашей статьи, мы хотим привести пример парной работы существующей в системе Мэйхуачжуан, как иллюстрацию того, что китайские боевые искусства являются хорошо продуманной системой, готовящей ученика в полном объёме в рамках развития его в боевых искусствах.

Школа традиционного ушу стиля Мэйхуачжуан г. Москвы

© 2020 Московский центр изучения ТУНБЭЙ усюе.

Москва, метро "Преображенская площадь",  

1-я улица Бухвостова, дом 12/11