О силе Тунбэй.

January 24, 2017

Много лет назад, когда я еще занимался каратэ, на глаза мне попалось интервью с известным мастером Сётокан каратэ - Тэйдзи Кадзэ, где он рассказывал о том, каким должно быть правильное выполнение ката (кит. таолу): "Очевидцы говорили, что когда Ёситака Фунакоси исполнял ката, у них появлялось чувство нависшей опасности. Старшие инструкторы говорили, что исполнять ката надо именно так: окружающие люди должны чувствовать вибрацию, внутреннюю силу и решительность. Если зрители не чувствуют этого, ката исполнено неправильно, как гимнастика или танец."

Помню, этот образ тогда очень засел в моей голове, определив для меня на многие годы то, к чему нужно стремиться. Вопрос о том, что же такое форма, настолько избитый дискуссиями и мнениями, что я не буду касаться его, хотя мысль о том чтобы записать мнения своего учителя, постоянно будоражит мою беспокойную голову.. но оставлю это на потом, а пока..

За время моей работы в жанре программ о боевых искусствах, ни раз и даже (о, ужас!) ни два, приходилось видеть абсолютно печальное (на мой взгляд) выполнение таолу. Нет, нет, не по технике, и даже не по содержания, а именно.. да, именно по  характеру выполнения. Печальному, медленному, без акцентов или любого намёка, что это имеет отношение к боевому искусству. И я сейчас не о внутренних стилях, которые в представлении многих являются именно медленными, печальными и похожими на танец. Что в корне не верно. Я видел исполнения, которые заставляли говорить: ВАУ! И чувствовать ту самую "вибрацию, внутреннюю силу и решительность". Но, в подавляющем случае это весьма унылое настроение просто пронизывающее движения "мастеров", которые еще достаточно молоды, для того чтобы выдать то самое, не раз упоминавшееся выше. В чём же причина, захотелось мне задаться вопросом? И представьте себе - задался. В моём представлении, боевые искусства включают в себя большую долю "ролевой модели", которую они видят в своих учителях, в тех, кто окружает их на этом пути. А китайские боевые искусства (помним, что это не крупные федерации или школы, а различной численности маленькие, ну или по крайней мере не очень крупные, по меркам современных спортивно-традиционных школ, семейные или клановые стили), потерявшие за свою нелегкую бытность в прошлом веке огромное число ярких звёзд и сильных мастеров, при этом очень часто не сумев подготовить достойную замену, представляются новому, молодому, жаждущему поколению прибывшему из постсоветского пространства в виде, не самых энергичных и способных на демонстрацию во всю ширь своего мастерства, учителей. Ну а дальше - понеслось. Раз показывают так - значит и нужно так, по другому-то всё равно не понятно как делать! Тем более делать так, чтобы это самое "вау".. это чрезвычайно утомительно. Упаришься пока научишься. Это если, это самое "вау" присутствовало когда-то в самой школе.. а-то, Китай, он большой, там всего много. И унылого ещё в зачаточном виде, в том числе.

К чему это, спросит уставший от обилия букоф, привыкший к картинкам с котятами и 30 секундным видео адепт? К тому, что мне повезло. Я и хвастаюсь. Повезло мне с Учителем, имя которому - Чжан Фэйпен. Повезло с человеком, который хоть и жалуется на свой 54-летний возраст, но просто не способен делать "печально", а только всегда на максимально способное в данном состоянии "вау".

Что такое "тренировки в Китае"? Это бесконечные тренировки. Дело не в том, что они длятся с утра до вечера в зале. А в том, что они просто длятся. Не важно где ты. Не важно в чём ты, не важно сколько за сегодня уже было этих самых тренировок "с утра до вечера в зале". Всегда может случиться момент, когда тебе скажут - вперёд. И если у нас с Учителем запланирована официальная попойка (приличная), с чиновниками, друзьями, братьями по школе, руководством школы, то тут даже к гадалке не ходи - ждёт меня очередная тренировка. Был у меня такой случай, когда страшно вымотавшись от катания по Китаю с очередными съемками, я упрашивал учителя не устраивать моих демонстраций, иначе это закончится травмой и моей не способностью к работе. Он кивал, улыбался... в очередном зале, на очередной площади отправляя меня делать "ну пару движений".  В виде демонстрации всего что я знаю, чего не знаю, чего узнал только сегодня утром, чего узнал буквально встав перед всеми. А в заключении и каратэ. Скажу, что пару раз я был близок к тому, что мой организм не выдержит, а один раз действительно была серьезная травма. Но всё с той же улыбкой, меня отправляли к врачу, который всегда есть, и меня каким-то чудом (а по другому это назвать нельзя), буквально возрождали из небытия. Но о медицине я как-нибудь расскажу в другой раз, ибо эта часть является весьма важно в освоении Тунбэй, а пока вернёмся на очередную демонстрацию. Если встреча была с людьми, ниже учителя рангом, то я обычно отделывался сам, а если нет.. вот тут начиналось то, чем я очень дорожу. Выходил сам мастер и начинал показывать настоящий Тунбэй. В такие моменты я понимал все эти красочные сравнения с тиграми, змеями и прочими драконами, над которыми обычно посмеиваюсь. Чжан Фэйпен НЕ МОЖЕТ не делать. Но это надо видеть. Это не передать словами. Я видел много таких демонстраций. Но привыкнуть не могу до сих пор. У меня вообще часто создаётся впечатление, что Учителю скучно делать как-то по другому. Он и на тренировках всегда делает если не на 100%, то на 85% точно. А если я прошу сделать медленно какое-то особое заковыристое движение, то его хватает раза на два, а потом он опять срывается и понеслось. Но что хуже для меня, он и от меня постоянно требует того же. Ему не важно сколько секунд назад я увидел таолу, обычно он говорит - давай без остановки от начала до конца. Удивительно то, что мы сами не знаем пределы своих возможностей. Потому что мы можем и так. Хотя этому самому "без остановки" предшествует кропотливая и вдумчивая работа. По другому-то ни как.

Этот пост появился не случайно. Нашел я маленький фрагмент с такой импровизированной демонстрации, где Чжан Фэйпена всё-таки хватило на расслабленное выполнение... один раз. Но интересно оно даже не этим, а тем, что в нём есть Тунбэй. В нём есть маленькие, незаметные непосвященному зрителю нюансы, которые делают тунбэй особенным.  Есть та работа, которая выполняется ежедневно, как опытным оружейником куётся слой за слоем, хорошая сталь. Умно, вдумчиво, комбинируя слои, чтобы сила  с гибкостью, что бы само тело становилось одним заряженным оружием. Только через знания, только через труд. Тунбэй, это не просто. Тунбэй, это возможно.

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Недавние посты

February 13, 2018

December 31, 2017

Please reload

Please reload

Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Vkontakte Social Icon
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

© 2020 Московский центр изучения ТУНБЭЙ усюе.

Москва, метро "Преображенская площадь",  

1-я улица Бухвостова, дом 12/11