Таолу. Техника. Поединок.


О том, что такое формы (таолу, ката) писано-переписано. Как критики, так и попыток эту критику опровергнуть. Ничего нового я не напишу, но некую свою точку зрения на адекватное решение этой ситуации хотя бы в рамках одного клуба, школы, организации, я попытаюсь высказать.

Начнём с начало, а именно - с критики. Что же не устраивает людей, как правило к традиционным школам единоборств отношения не имеющих? Это в первую очередь - оторванность от привычных реалий представителей соревновательной части единоборств. Ключевое слово - "соревновательной". Люди, которые привычно и успешно просто бьют, просто бросают, просто борются. Используя простые, привычные системы упражнение. Ключевое слово - "привычные". То есть если мы возьмём к примеру "бой с тенью" в боксе, уберём соревновательную и спаринговую часть останется некая кардио тренировка в некой форме. Представим, что поединков в боксе вообще никогда не было, а были только оружейные поединки в доспехах или амуниции, которую оружием-то не прошибешь, а кулаком и подавно. Как будет выглядеть этот самый "бой с тенью" в данном случае? Правильно - бредом. Без конечной точки применения и собственно непонятной целью. Поди тут докажи что это для того-то и для того-то. В то же время мы можем себе представить тренировку боксёров без этого упражнения? Нет.

Так что же с восточными единоборствами? С ними дела ещё хуже. Исторически, комплексы или формы были вещью в себе. В Китае в особенности. Как средство физической активности, это пожалуйста всем! Как средство знаний - это не каждому. а следовательно, многим занимающимся, не получившим "полного образования" приходилось додумывать, придумывать, а это, уже исходя из своего собственного таланта и опыта. А как много действительно талантливых практиков боевых искусств в наших залах? Один на сотню найдётся и то хорошо. Следовательно, эти самые знания растекаются как жидкая каша по тарелки, а учить-то всем хочется. Вот и понеслось. Выучил не зная что - передал дальше, а там искажение еще больше пошло. Но так было. А что есть в настоящем? В настоящем проблемы накапливаются как снежный ком. Во-первых произошло чёткое разделение на спортивные и традиционные стили. Спортивные стили тоже могут быть вполне традиционными, например японский Сётокан каратэ, но спортивная дисциплина в нём занимает большую часть и практику в додзё Сётокан трудно представить без графика спортивных выступлений. В то время как в традиционных додзё, чётко выраженных соревнований именно по этой дисциплине - нет. Чаще всего приходится выступать в так называемых всестилевых турнирах или в смежных единоборствах. Но даже это не правило. Что вызывает законный вопрос у критиков - а оно вам зачем? Боевое - выйдите покажите. Не выходят. А если выходят, то показывают казалось бы то же, что и представители обычных ударных единоборств. И не занимают бесспорно доминирующего положения среди всех участников.

А вот тут стоит задуматься о том, кто же является таргет группой для разных систем единоборств. Для спортивных - люди нацеленные проверить себя в поединке, понимающие реалии этих поединков и целеустремленно готовящихся к ним. в традиционных школах, иногда абсолютно странные личности,просто верящие в полумистическую силу знаний Востока и абсолютно не воспринимающих саму идею соревнований, как "условную". Или это люди уже состоявшиеся, с семьями и детьми, со спокойно размеренной жизнью, которым важен процесс. Путь. Возможно они бы и рады посоревноваться, да в клубе соревновательной практики нет, да и как-то вот спокойнее без этих стрессов.

В итоге мы имеем - спор двух сторон разговаривающих на разных языках. Одни не знают и знать не хотят, потому что и без этого всё получают, другие может и знают, а показать не могут. В свободной форме да еще с незнакомыми соперниками, желающими делать не так как привычно, а так чтобы больно было.

Так где же правда. А правды нет. Есть мнения и разные люди, которые выбирают для себя свою тропинку. Но вот ответить что такое потенциально заложено в "формах", мне бы хотелось. Как человек ушедший из каратэ, я не буду трогать ката, чтобы не создалось впечатление что ушёл и нагадил. Буду писать даже не за ушу, а только о Тунбэе и своём учителе. Очень часто и на тренировках и на демонстрациях мне приходилось видеть, что Чжан Фэйпен как бы "управляет" таолу. Оно не загоняет его в какие-то узкие рамки, а даёт свободно жить, подстраивая технику под себя, реагировать на изменения окружающего пространства, поверхности земли или пола, своего самочувствия в данный момент. И это похоже на магию движений. Он мне всегда говорит: таолу существует для тебя, а не ты для таолу. Это принцип, это модель техники, это движение и динамика. Это то, что в древности в Китае мастера должны были хранить, демонстрируя своё Мастерство владения стилем, но не демонстрируя принципы стиля. Это знания, которые открывались не каждому. а вот как ты будешь распоряжаться этими знаниями - решать тебе. Или это будет свиток висящий на стене или меч, который нужно еще заточить и научиться владеть.

Для того чтобы научиться бить - надо бить. Для того чтобы научиться драться - надо драться. И не в зале, не со своими друзьями -соперниками, а как минимум на соревнованиях, открытых коврах и прочем. И пока это не случится в традиционных единоборствах, можно говорить сколько угодно, о знаниях, усилиях, и прочем. Вот почему соревновательная практика для студентов Московского центра Тунбэй - обязательна. Она открывает глаза, учит не думать, а действовать. не следовать за стилем, а чтобы те живые и сильные наработки следовали за тобой. а для этого нужно тренироваться. А реально тренирующихся - мало. Вот так и бегаем по замкнутому кругу.

А в заключении, хотелось бы рассмотреть еще один вопрос. Что же представляют собой знания в традиционных школах и есть ли они на самом деле. Отвечу - есть. Но вот только они зачастую выпадают из привычного клише и образа привычного в среде спортивных единоборств. Да и нельзя вот так взять и отбросить со счетов, что высшее руководство Китая, в очень неспокойные годы культурной революции и прочих, набирало себе телохранителей из одной школы ушу - Бацзи. Ну никак не из-за какой-то особой любви к наследию китайской культуры. Для этого стоит признать, что мы знаем далеко не всё. Что есть на свете вещи, которые не похожи на то, что мы привыкли видеть и пробовать, но что тем не менее может быть эффективным. Нужно это конкретному человеку или нет - решать каждому для себя. В приведённом ролике, продолжающем тему Бацзи-цюань, есть вещи очень интересные. Но кто сможет их увидеть? Да, знания открываются через практику. И именно этой практикой мы занимаемся. В наших залах занимаются разные люди. Опытные и новички, с разными знаниями, с разными желаниями целей и результатами. И как же приятно, смотреть, когда опытные люди, со стажем в единоборствах, открывают для себя то, о чём раньше и подумать не могли, ведь всё что мы делаем, это практика, опыт, следование наставлениям наших учителей.

Вероятно, традиционные и спортивные школы никогда не поймут друг-друга. Плохо это или хорошо - не знаю. Но главное одно. Чем больше путей, чем больше мнений, тем больше людей смогут найти свой Путь и свой Стиль и жить. Жить так, как они хотят.

Недавние посты
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Vkontakte Social Icon
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

© 2020 Московский центр изучения ТУНБЭЙ усюе.

Москва, метро "Преображенская площадь",  

1-я улица Бухвостова, дом 12/11