История Бацзи-цюань.


У Лянчжи (7-ое поколение Бацзи-цюань семьи У), У Давэй (8-ое поколение), У Хао (9-ое поколение)

Ранние истоки Бацзи-цюань.


Истоки Бацзи-цюань неясны и не могут быть прослежены точно и достоверно. Основная проблема заключается в том, что большая часть информации о Бацзи известная сегодня, в значительной мере опирается на устную передачу. Достоверных письменных документов, до начала культурной революции очень мало - многие документы утеряны или уничтожены во время Гражданской войны или в периоды, когда практика боевых искусств была запрещена.

Некоторые авторы видят первое письменное упоминание о Бацзи-цюань в военном трактате под названием "Цзисяо синьшу" (纪效新书, "новая книга записей о достижениях"), написанный во времена династии Мин знаменитым генералом Ци Цзигуаном (戚继光, 1528 - 1588). В настоящем трактате, Ци Цзигуан дает список боевых стилей своего времени и пишет следующую фразу: "Техника работы копьём семьи Ян и посоха Пацзи-цюань широко известны сейчас". Это подтверждают и ряд авторов, находящихся в области Цанчжоу, говоря что Бацзи-цюань ранее также был известен под названием Пацзи-цюань (耙子拳)или Бацзи-цюань (扒子拳). Термин Пацзи-цюань может быть искаженным в местном диалекте словом от Бацзи-цюань или слово "Пацзи" (что означает "грабли") может относиться к типовой форме кулака, обычно использующегося в виде открытой пятерни. Как следствие, некоторые люди считают, что упоминание Ци Цзигуана является признаком того, что система Бацзи-цюань уже существовала в 16 веке. Однако, кроме сходства в произношении, нет элементов, которые бы объединяли Пацзи-цюань описываемый Ци Цзигуаном с современной версии Бацзи главными из которых можно выделить следующие:

- нет никаких признаков данных Ци Цзигуана о содержании и специфике школы Пацзи-цюань, что может действительно доказать, что Бацзи-цюань и Пацзи-цюань одинаковые стили, и сегодня никто не знает, как техника работы посохом в Пацзи-цюань могла выглядеть на самом деле; - основываясь на семейных записях семьи У, название Бацзи-цюань было дано стилю мастером У Ином в 1790 году. До этой даты, стиль назывался Ишу (异术,необычный стиль) или У Цзя цюань (吴家拳,стиль семьи У); - ранние записи о Бацзи-цюань уже указывают копьё, в качестве эталона оружия стиля, а не посох.

Первое поколение Мастеров : У Чжун, Лай, Пи, и другие.


В настоящее время нет записей, позволяющих проследить какую-нибудь передачу Бацзи-цюань от эпохи Ци Цзигуана на протяжении следующих двух столетий. Древнейшие документы, дающие некоторые исторические сведения о дате появления Бацзи мы находим в документах 1930 года. Самым древним практиком Бацзи-цюань зафиксированным в этих письменных документах называется у Чжун (1712 - 1802). По данным содаржащимся в большинстве документов, У Чжун обучался Бацзи-цюань у двоих странствующих монахов, носивших имена Лай (癞) и Пи (癖), второй был учеником первого. Никакой конкретной информации о Лай и Пи в этих записях больше нет, и весьма вероятно, что оба эти имени являются скорее прозвищами.

После окончания культурной революции, китайские власти постепенно стали снова признавать практику боевых искусств и Бацзи-цюань что позволило стилю вновь возродиться из небытия в начале 80-х годов. Во многом этому способствовал большой интересом к стилю некоторых последователей японских боевых искусств, которые начали посещать материковый Китай в этот период. Таким образом, начиная с середины восьмидесятых, в Японии был расцвет публикаций о Бацзи. Многие из этих изданий пытались решить вопрос о происхождении стиля и реальной личности Лай и Пи. Так, некоторые авторы пытались связать происхождение Бацзи-цюань либо с известной горой Cун, на которой расположен Шаолинь, или храмом Юэшань Бохайского округа в провинции Хэнань, или с даосским храмам в горах Удан в провинции Хубэй, или даже к Дин Фансияну (丁发祥, 1615 – 1694), известному мастеру боевых искусств, родом из деревни Мэнцунь. Но, даже если все эти предположения представляют несколько интересных гипотез, однако они полагаются только на устную информацию, и ни одно из них не подтверждено ни одним письменным источником вплоть до 50-х годов. Кроме того, трудно опустить тот факт, что развитие Бацзи-цюань представляет собой некий коммерческий потенциал, который мог в значительной степени повлиять на некоторые исторические утверждения о происхождении этого стиля.

Исходя из этих соображений, самый разумный вариант - признать, что если бы У Чжун когда-либо хотел раскрыть личности Лай и Пи и истоки своих способностей, он бы так и сделал. И сегодня мы можем утверждать одно, только У Чжун знал, кем же были Лай и Пи на самом деле, и возможно, эти имена являются лишь олицетворением знаний, которые У Чжун приобрел за всю свою жизнь.

Родина и распространение Бацзи-цюань.


В последнее время некоторые дебаты возникли и относительно вопроса какое же место считать “родиной Бацзи-цюань”. Но и тут, главная проблема заключается в том, что подробности о жизни У Чжуна и его учение в значительной степени черпаются из устной передачи или нескольких боевых руководств, которые были написаны в 1930-е годы. Например, в семейном справочнике деревни Хоучжуангэ только записано имя У Чжун, без малейших сведений о его жизни. Основываясь на древних боевых руководствах, мы можем сказать что У Чжун имел только троих последователей, записанных учениками и представляющими третье поколение Бацзи-цюань: его дочь и единственный ребёнок У Жун (吴荣), У Чжунюй (吴钟毓) и У Ин (吴溁) - два члена семьи У в Мэнцуне, и все эти 3 человека, были зарегистрированы как проживающие в Мэнцуне. Именно эти 3 человека были инициаторами распространения Бацзи-цюань для следующих поколений и в близлежащих селах и городах. Следует отметить, что до сих пор нет ни одной записи любой практикующей линии Бацзи-цюань, которые бы не относились к одному из этих трех учеников.

Одним из важных факторов за теорию Мэнцуня как родины Бацзи-цюань является и тот факт, что за исключением крупных городов, таких как Тяньцзинь и Цанчжоу, все деревни, где Бацзи-цюань имело значительное распространение после 3-го поколения находятся в 15 километровом кругу вокруг Мэнцуня. Что же касается Хоучжуангэ, родины У Чжуна, нет записей о развитии Бацзи-цюань в этом месте, и что ещё более удивительно, никогда не было никакой активности Бацзи-цюань даже в местах, расположенных в 15 км кругу вокруг Хоучжуангэ. Кроме того, Хоучжуангэ является изолированной деревушкой насчитывающей около 1 000 жителей, расположенный примерно в 45 км к юго-востоку от Мэнцуня, что во время У Чжуна представляло, по крайней мере, половину дня пути от Мэнцуня. Следовательно, это означает, что У Чжун был вынужден проживать в Мэнцуне постоянно в течение всего времени, что он преподавал там. Кроме того, учитывая изолированное положение Хоучжуангэ трудно понять, как У Чжун смог бы получить какое-нибудь литературное и военное образование, не покидая место своего рождения, тогда как область Цанчжоу, Мэнцунь и Яньшань всегда были местом интенсивных культурных и боевые действий, начиная с 12 века. Как следствие, следует признать, что если Хоучжуангэ можно считать родиной Мастера У Чжун, то Мэнцунь, безусловно - родина Бацзи-цюань.

В рамках небольшого экскурса в историю Бацзи-цюань, невозможно описать в деталях всё последующее развитие Бацзи-цюань после 3-го поколения, названия мест и известных практик будет достаточно, чтобы заполнить сотни печатных страниц. Однако можно отметить, что начиная с Мэнцуня, Бацзи-цюань постепенно распространяется на близлежащие деревни и города. Среди этих мест, однако можно выделить следующий, хотя и далеко неполный список мест и семей, которые сыграли значительную роль в развитии Бацзи-цюань и созданию собственных линий передачи традиции:

- семьи У, Дин, Ван и Ян проживающие в Мэнцуне, - семьи Ли, Чжан и Хань из деревни Лотуань (罗疃) округа Синьсянь, - семья Хо из деревни Дзибэйтоу (集北头), которые также развивала Бацзи-цюань в городе Чанчунь, провинция Цзилинь, - семья Гао из города Яньшань, развивавшая Бацзи-цюань в Тангу (塘沽), портовом городе Тяньцзинь, - семья Чжан деревни Побэй(泊北), расположенной в 15 км к северо-востоку от Мэнцуня, - семья Цзи из деревни Ланъэркоу (狼儿口), расположенной в 10 км к югу от города Цанчжоу - семья Ма (основатели Тунбэй) из деревни Яншицяо (杨石乔), развивавшие Бацзи-цюань в провинции Ганьсу, - семья Цян из Цилайтун (自来屯), - семья Ли из Нанлиана (南良), - семья Инь из деревни Иньцзячжуан (尹家庄) города Яншань, - семья Сун из Вангуантун (王官屯), - и т. д.


Семья Ма, объединила в себе две линии традиции: мусульманской семьи У из Мэнцуня и ханьской семьи Чжан из Лотуаня. Ниже, мы приводим варианты исполнения таолу в традиции семьи У и Чжан, для наглядного представления различий этих линий передачи Бацзи-цюань.


В дальнейшим мы продолжим знакомить наших читателей с мастерами Бацзи-цюань, оставившими наибольший след в истории стиля.

Не пропустите!


Мастер У Лянчжи.

Мастер Хань Чженьде.

Мастер Чжан Гофэн.

Недавние посты
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Vkontakte Social Icon
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

© 2020 Московский центр изучения ТУНБЭЙ усюе.

Москва, метро "Преображенская площадь",  

1-я улица Бухвостова, дом 12/11