Мэйхуачжуан - шоу тао, или несколько слов о традиции

   Постоянный читатель Блога знает, при поддержке "Московского центра изучения Тунбэй усюе", в настоящее время снимается фильм об интереснейшем стиле китайского ушу - Мэйхуачжуан, что означает "Столбы цветка сливы". Зачем нам это надо? Ответ очень прост. Мы считаем, что ушу уделяется незаслуженно маленькое внимание в медиа-пространстве. Фильмов, передач, да что там, даже вразумительных роликов раскрывающих китайское ушу создаётся очень мало, а учитывая специфику китайских боевых искусств, ушу нужно не просто показывать, а говорить о нюансах, разъяснять то, что человеку увлекающемуся другими единоборствами кажется нелогичным и "притянутым за уши". На самом деле, ушу очень продуманная система, правда чрезвычайно закрытая на протяжении многих десяти, а то и столетий. Для повышения общей культуры восприятия китайских единоборств, компания по производству видео-контента о боевых искусствах -  "Martial Arts. Next", по мере сил пытается задумываться о то, что такое боевые искусства в целом, и ушу в частности. И задуматься, в прямом смысле. не с целью объяснить другим, но понять самим. Как правило в процессе работы над проектом, при правильном и вдумчивом отношении открываются нюансы, заставляющие задуматься о чем-то большем, чем отдельно взятый стиль и школа. Так произошло и в этот раз. Сказать что эти мысли являются чем-то новым нельзя. Подобные темы я уже поднимал в программе "Один на один" выходившей на телеканале "Боец", но сейчас они стали принимать иные формы. Речь идёт о традиции. Даже не совсем традиции как таковой, а о той, что мы привыкли представлять себе, рассуждая о традиционных школах восточных единоборств. Часто мне приходится сталкиваться с двумя абсолютно противоположными мнениями:

1. Традиционные школы являются устаревшими, по причине этой самой "традиционности", т.е. следованию определённому пути некогда указанному отцами-основателями, а следовательно "мы пойдём своим путём" и создадим этот самый путь, как нам кажется отвечающий современным реалиям.

2. Традиция, как проверенная временем и дожившая до сегодняшнего дня является неоспоримой Истиной и трогать её "ни-ни" и "никогда".

   На первое утверждение мне всегда хочется поинтересоваться а сколько, эти самые, всё понимающие мастера уделили времени постижению той самой традиции, чтобы решить что она плоха и кто были их учителя, да не из тех "в узком кругу уважаемых людей", а признанных в рамках мирового абсолюта или уж на худой конец экспертном кругу. Увы удовлетворительные ответы что по срокам, что по уровню понимания реальной традиции практически невозможно.

 Со вторым пунктом всё как-то сложнее. Во-первых, люди придерживающегося подобного мнения часто весьма увлечены и занимаются весьма долго, а во-вторых и их Учителя весьма авторитетны. Но где же тогда загвоздка? Разговаривая с ревностными сторонниками традиции, часто приходится убеждаться, что эта уверенность идёт не только и не столько из понимания практического превосходства системы, а скорее из жёстко поселившейся в голове аксиомы, что мой Учитель - лучший, а значит система тоже лучшая. И вообще попробовать заниматься чем-то еще - предательство. Создаётся ощущение, что люди сами себя продали в рабство. И случайно или наоборот, не случайно, такие мысли чаще всего наблюдаются у представителей японских школ. и вот это, скорее не случайно. Дело в том, что впитывая технические знания, чем дальше тем глубже проникаешься и культурными особенностями страны, а в Японии, где нормой считается всю жизнь проработать на одной работе или прозаниматься в одном додзё, подобные поведенческие модели легко переходят на иностранных коллег, принимая иногда чудовищные размеры, сопоставимые с сектантской идеологией безграничной преданности и подчинения. Отсюда и принятие новых идей, выходящих за границы сказанного в зале проходит чрезвычайно трудно.

  Другое дело в Китае. Знакомясь с биографиями мастеров, историями создания стилей постоянно натыкаешься на тот факт, что редко когда изучался один стиль или был один мастер. Не вдаваясь в пустую демагогию, хочется перейти к съёмкам проходящим в рамках создания фильма "Мэйхуачжуан", а были они посвящены комплексам парных упражнений "шоу тао" shǒutào 手套. В мэйхуачжуан существует всего 20 парных комплексов включающих в себя: набивки рук и ног, тренировку техник атак и защит, перехват инициативы, непрерывность взаимодействия с партнёром, наращивание скорости и силы в зависимости от уровня подготовки занимающихся, подготовку к свободному поединку. В "шоу тао" используется работа корпусом: при атаке - вперед, при защите - назад, для тренировки поясничного взрывного импульса, как зарождения движения. Это важно сохранить и применять в дальнейшем, в поединке корпус остаётся прямым, но сохраняется специфическое поясничное усилие, нарабатываемое движениями корпуса в шоу тао. Набивка рук и ног - скорее проверка на партнёре кондиций тела, которые тренируются в процессе статических вытяжений практики "чжуанов" - столбов, и перемещений в них.

   И вот тут, ВНИМАНИЕ: Учитель Хань Цичан, который начал преподавание Мэйхуачжуан в Пекине с 30-х годов прошлого века, привнёс в практику шоу тао много нового из других стилей Ушу, которыми он занимался ранее, например - Синъи Цюань и Фанцзы Цюань. Шифу Суй Юньцзян, учитель мастера Ян Цзы, обогатил их комплексами из Багуа Чжан. Поэтому в арсенале шоу тао Мэйхуачжуан и чистые "набивки" рук и ног, и хлещущие удары ладонями, и толчки корпусом, и захваты рук с выкручиванием, и серийные прямолинейные и круговые атаки. 

Стоит отметить,  шоу тао это учебные комплексы, по мере освоения они делаются с возрастающей скоростью и силой, тренируются циклично, т.е. наращивание скорости партнёром должно приводить к ещё более быстрому ответу оппонентом. На высоком уровне делаются, пока кто-то не допустит промах или запаздывание, потом начинают сначала.

Представленный на видео элемент шоу тао использует  скользящие блоки ладонями и хлёсткие сбивы и называется Сы Мэн Доу 四門抖 simendou, что можно перевести как "сбивы с четырёх сторон".

  Не только прочитать, но и увидеть что же такое шоу тао можно будет в фильме "Мэйхуачжуан - столбы цветка сливы", а подумать о традиции и о том, что боевые искусства существуют для человека, а не человек для боевых искусств, уже сейчас. Традиционные путь единоборств, это очень не простой путь и тут главное не ошибиться, не потратить время оказавшись в замкнутой системе или не выскочить раньше времени под действием газов собственного эгоизма и тщеславия. 

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Недавние посты

February 13, 2018

December 31, 2017

Please reload

Please reload

Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Vkontakte Social Icon
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

© 2020 Московский центр изучения ТУНБЭЙ усюе.

Москва, метро "Преображенская площадь",  

1-я улица Бухвостова, дом 12/11