ТУНБЭЙ УСЮЭ

Тунбэй усюэ – «Воинская наука полного постижения и всесторонней подготовленности» – одна из сильнейших систем китайского ушу. Свои истоки это направление ушу берёт из стиля Ма-ши тунбэй уи – «Воинская наука полного постижения и всесторонней подготовленности семьи Ма», основанного великим мастером Ма Фэнту (1888-1973), который включае в себя такие известные своей эффективностью северные стили ушу, как Пигуа-цюань («Кулак рубящих ударов сверху и снизу»), Бацзи-цюань («Кулак восьми пределов»), Фаньцзы-цюань («Кулак ударов, сыплющихся градом»), Чоцзяо («Протыкающие стопы»), Танлан цзюшоу («Девять рук богомола») и Тайцзу бачжань («Восемь рубящих ударов императора Тайцзу»), а также технику боя различными видами традиционного оружия.

 

Каждый из представленных стилей имеет свою уникальную историю, технику, принципы, в целом являясь самодостаточным стилем ушу. Однако мастер Ма Фэнту сумел объединить их в единую систему на основе единых базовых принципов и способов генерирования силы для нанесения ударов, выполнения бросков и болевых приемов и вывести их на качественно новый уровень.

 

Уникальность Тунбэй усюе заключается в очень умном выборе стилей, включенных в систему, обусловленных их принципиальными тактическими схемами ведения поединка.

 

Пигуа-цюань – являясь техническим «сердцем» Тунбэй усюе, учит вести бой на дальней дистанции. Специфику техники Пигуа-цюань выражает формула «ин чи шэ шэнь» – «орлиные крылья, змеиное тело», которая указывает, что руки нужно использовать так же, как орел крылья – с максимальным размахом, совершая удары с полной амплитудой, тело при этом должно быть гибким и по необходимости наклоняться в нужную сторону. Одно движение переходит в другое без малейшего разрыва между ними. Можно сказать, техника стиля похожа на непрерывно рубку двумя мечами, сокрушающую всё на своём пути.

 

Бацзи-цюань — система ближнего боя. Тактика Бацзи-цюань в реальном бою заключается в стремлении сблизиться с противником вплотную и перейти в решительную атаку. Ее передает формула «встать вплотную», «проколоть, сломать», «теснить, сталкивать» и «упираться». Иными словами, Бацзи-цюань предпочитает ближний бой, в котором широко применяются удары не только кулаками и ладонями, но и локтями и плечами. Особенно развита в Бацзи-цюань техника применения локтей. Недаром этот стиль называют даже «стилем с лучшей техникой локтей во всем Китае». Специфика Бацзи-цюань заключается в первую очередь в чрезвычайной мощи фацзинь и в специфической технике, без которой невозможно генерировать действительно большую силу.

 

Фаньцзы-цюань — стиль ближнего и среднего боя. Мощная и быстрая техника этого направления ушу, напоминает непрерывный поток пуль. В технике множество ударов кулаком, финтов, обманных движений. В фаньцзы большое внимание уделяется частоте ударов, что не должно привести к их потери в силе. Можно сказать из-за внешне привычной техники прямых и круговых ударов руками, финтов и обманных движений, этот стиль наиболее понятен европейским ученикам, находящим в нем многое из бокса и других привычных ударных стилях.

 

Чоцзяо - обладая разнообразной техникой ударов ногами, поддерживает бойца на всех дистанциях.

 

Таким образом, в Ма-ши тунбэй уи перечисленные стили образуют универсальную боевую систему, позволяющую эффективно сражаться на любой дистанции.

 

Мастер Ма Фэнту и его брат Ма Инту, неоднократно доказывали эффективность стиля на соревнованиях в полный контакт и во время боевых действий.
Так, Ма Инту в 1929 году стал победителем в дисциплинах «Свободные поединки без оружия» (бои в полный контакт) и «Поединки на копьях» на Первых всекитайских испытаниях национального искусства, которые фактически представляли собой первый чемпионат Китая по ушу с участием 500 сильнейших бойцов со всей страны. С таким достижением Ма Инту закономерно занял пост декана «Шаолиньского факультета» в главном в то время ушуистском вузе страны – Государственном центральном институте национального искусства в тогдашней столице Китая городе Нанкин. В годы Японо-китайской войны 1937-1945 годов Ма Инту командовал спецназом армии маршала Фэн Юйсяна, вместе с Ма Фэнту руководил обучением войск рукопашному бою и прославился исключительно смелыми и успешными специальными операциями.

 

Большой вклад в дело развития и популяризации стиля внесли и четыре сына Ма Фэнту - Ма Сяньда, Ма Иньда, Ма Минда и Ма Линда, завоёвывая первые места на соревнованиях различного уровня, тренируя учеников, делая огромную просветительскую работу. Так, в последствии ставшим Патриархом Школы, Ма Сяньда стал чемпионом в дисциплинах «Свободные поединки без оружия» (полноконтактные бои) и «Поединки на мечах» на чемпионате Китая по ушу 1953 года – последнем чемпионате, где до введения современного единоборства саньда проводились рукопашные схватки в полный контакт. В дальнейшем Ма Сяньда занимал руководящие посты в системе спорта КНР, был профессором Сианьского института физкультуры, ставил боевые сцены в кинофильмах (самый знаменитый – «Монастырь Шаолинь»). В числе его учеников – звезда киноэкрана, 5-кратный чемпион Китая Джет Ли, 17-кратный чемпион Китая Чжао Чанцзюнь, четырехкратная чемпионка Китая Чу Фэнлянь (все изучали Тунбэй фаньцзы-цюань) и др.
При жизни Ма Сяньда был легендой, одним из величайших мастеров КНР, одним из первых обладателей 9 дуаня – высшей государственной степени ушу в Китае.

 

Семья Чжан, является одной из самых приближённых семей к династии Ма. Чжан Хунмоу был прямым учеником Ма Фэнту и его сыновей, Чжан Фэйпэн и Чжан Фэйху, выковывали своё мастерство под внимательным руководством братьев Ма. С годами тренировок, приобретаемого опыта и переосмысления полученных знаний, стиль Чжан Фэйпэна стал претерпевать изменения, становясь более динамичным, скоростным, добавляя в систему иные акценты. Так, со временем стало возможным говорить о новой системе, двигающейся за неумолимыми изменениями времени и новыми тенденциями в развитии боевых искусств.

Так появилась система Тунбэй усюе.

Ниже приведены характерные техники стилей входящих в систему, как в исполнении мастеров традиционных линий, так и мастеров Тунбэй усюе.

© 2020 Московский центр изучения ТУНБЭЙ усюе.

Москва, метро "Преображенская площадь",  

1-я улица Бухвостова, дом 12/11