Ван Цзыпин

 

  Ван Цзыпин родился в 1881 году в Цанчжоу провинции Хэбэй, где традиционное искусство ушу пользовался большой популярностью, особенно среди мусульманского сообщества. И дед его, и отец, зарабатывавшие на жизнь как наставники ушу, прославились среди земляков своей силой и мастерством. Но в те времена эта профессия не относилась к числу прибыльных, поэтому родичи не хотели, чтобы Ван Цзыпин пошел по их стопам. Однако мальчик проявил характер и начал изучать боевые искусства самостоятельно, когда ему не исполнилось еще семи лет. У себя во дворе он вырыл глубокий ров для тренировки прыжков, а также установил пять столбов для тренировки «движений сливового цветка» (т. е. приемов, выполняемых во время перескакивания со столба на столб и требующих большой ловкости). Занимался он также подниманием и метанием тяжелых камней для обретения силы. Уже в 14 лет Ван мог прыгать вперед с места на три с половиной метра, а назад — на 2,8 метра. Что касается силы, то сохранилось много рассказов об этом. Вот один из них. В столице провинции Шаньдунь, в городе Цзинань, возле чайного дома «Ивовый куст» работала водяная мельница. Однажды (было это в 1901 году) какой-то парень, глазевший на то, как вращается мельничный жернов под напором воды, заявил: «я его остановлю!». Посетители чайного дома и персонал покатились со смеху. Тогда юноша сделал несколько дыхательных упражнений, напряг мышцы, ухватился за жернов и …тот со скрипом остановился. Все онемели. Затем из толпы зрителей вышел какой-то человек, подошел к Вану и спокойно ему сказал: «Беру тебя в ученики». Так Ван Цзыпин, успевший к тому времени принять участие в восстании ихэтуаней и вынужденный потому бежать из родных мест, стал учеником известного мастера ушу, имама Ян Хунсю, специалиста по «чжацюань», победившего с помощью своей ловкости и яростной техники немало соперников. Под его руководством Ван Цзыпин занимался около года, начиная тренировки еще до рассвета и заканчивая их после полуночи.

  Прозвище, данное ему людьми - "тысячецзиневый (традиционная китайская мера веса; в КНР в настоящее время составляет 500 граммов) Ван с волшебной силой" - выражало уважение к проявлениям его силы. Можно подумать, что человек столь неограниченной силы должен быть очень неуклюжим, но он был очень ловким, был мастером искусства борьбы "ветер кружит снег" ("ветер кружит снег" - так люди уважительно называли его высочайшее мастерство ударов и бросков). О боевом мастерстве и боевой добродетели Ван Цзыпина у исследователя китайского ушу господина Тан Хао в его "Большом обзоре национального искусства" говорится: ``Господин Ван Цзыпин, выдающийся богатырь из Цанчжоу, с детства воспринял семейную традицию, был силен в бацзи, мастерски разбирался в пигуа, синъи, тайцзи, чжа, хуа, хун и пао ... мог поднять тысячецзиневый каменный каток, поэтому более почитался как силач, а не как боец. На восьмом году Китайской республики господин Ван победил русского силача Кантайра, и еще более прославился как силач. Кантайр называл себя первым силачом в мире В марте того же года я отправился с господином Ваном в Сучжоу судить соревнования по боевому искусству среди представителей разных провинций и районов. В гостинице мы с ним проболтали весь вечер и померялись техникой, и я понял почему обычные люди называют господина Вана силачом, хотя это и не отражает всей глубины увиденного" (составил Цзян Сяхунь, август 12-го года Китайской республики). 
  Ван Цзыпин хотя и скрывал в себе удивительное мастерство, но был именно таким, каким его распознал господин Тан Хао. С коллегами он был покладист и сердечен, сотрудничал и дружил, не причинял неприятностей, попавшим в трудное положение всегда старался помочь. Но по отношению к оскорбляющим китайцев иностранцам он никогда не уступая и ничего не прощая вел себя гордо, как истинный потомок Шэнь\-нуна и Хуан-ди (мифические первые китайские императоры), отстаивал славу китайского ушу, хотя бы это и причиняло ему серьезный вред и ставило под угрозу его жизнь. Такова была вся его жизнь, он был типичным представителем последнего поколения крупных мастеров боевых искусств. 

 Национальное достояние  

 Большую часть своей жизни Ван Цзыпин прожил в полуколониальном Китае, где «просвещенные» европейцы считали его соотечественников низшей расой, слабой как интеллектуально, так и физически. Слово «китаец» в европейском сознании того времени прочно ассоциировалось с маленьким тщедушным существом с длинной косой. Неудивительно, что Ван Цзыпину нередко приходилось защищать своими поступками национальную честь и достоинство. Однажды немцы, работавшие на принадлежащей им Цзинаньской железной дороге, решили проверить силу Вана, а заодно и посмеяться над ним. Они установили перед зданием железнодорожной станции огромный мельничный жернов и предложили Вану поднять его. «И что тогда?» — с достоинством спросил он.— «Поднимешь — станет твоим, не поднимешь — уплатишь цену»,— смеясь ответили немцы. Ван легко поднял жернов над головой и унес, оставив насмешников с носом.

  После этого случая слухи о необыкновенном китайском атлете дошли до учителя физкультуры из американской миссионерской школы в Циндао, считавшегося большим силачом. Он вызвал Вана на поединок. Но когда перед схваткой противники сошлись, чтобы пожать друг другу руки, американец резко схватил Вана за руку и попытался бросить его на землю. Неуловимым движением ноги Ван провел подсечку. Вцепившись в его руку янки рухнул всем телом. На следующий день он явился к Вану домой вместе со своим другом, немецким боксером огромного роста и силы, и потребовал, чтобы Ван сразился с ним. Ван Цзыпин, вынужденный надеть боксерские перчатки, несколько раз без особого труда сбил немца с ног. Немецкий силач, пораженный искусством китайского бойца, предложил ему себя в ученики, пообещав платить 300 долларов в месяц, деньги по тем временам очень большие. Ван, однако, отказался.

  В 1914 году в Китай приехала группа японских мастером дзюдо. После выступления команды ушу во главе с Ван Цзыпином один из гостей, чемпион Кодокана Сато, нагло заявил: «В этом китайском ушу нет ничего стоящего!». Это возмутило Вана: «Вы так считаете? Что ж, я вызываю вас на поединок — вы с копьем, а я с шестом». Не успел Ван победить японца, как на него скопом кинулись приятели побежденного, но и они потерпели поражение.

 В 1921 году в Шанхай приехал знаменитый американский боксер, чемпион мира среди профессионалов Салливэн. Похваляясь своей мощью, он объявил в местных газетах, что любой, кто сумеет нанести ему хотя бы один удар, получит приз в 500 долларов, а если этот удар пошлет его в нокдаун, сумма приза будет удвоена. Посовещавшись, шанхайские мастера ушу решили, что на вызов американца ответит Ван Цзыпин. Контракт был подписан, и время матча назначено. На следующий день Ван уже стоял на ринге и, беседуя с кем-то, ожидал выхода своего противника. Вдруг он ощутил какое-то движение у себя за спиной. Бдительный как всегда, он мгновенно увернулся, и коварный удар янки пришелся в пустоту. Второй его удар снова прошел мимо цели, и лишь тогда Ван ответил. Салливэн рухнул в глубокий нокаут. Бой закончился еще до того, как начался. А вечером Ван Цзыпин получил бумажку, в которой было написано, что контракт с ним на этот поединок расторгнут «за нарушение правил». Но с тех пор никто из заезжих знаменитостей меряться силами с китайским мастером больше не помышлял.

  После образования в 1949 году Китайской Народной Республики заслуги Ван Цзыпина — великого мастера ушу и настоящего патриота — нашли достойную оценку. Жители Шанхая избрали его членом городского Совета. Он был назначен вице-президентом Национальной ассоциации ушу и членом Центрального комитета Всекитайской спортивной федерации. Было у него и много других почетных титулов и должностей. В августе 1960 года премьер-министр КНР Чжоу Эньлай посетил Бирму. Его сопровождала группа мастеров ушу во главе с Ван Цзыпином. Несмотря на свои без малого восемьдесят лет, на показательном выступлении в Рангуне, Ван продемонстрировал столь блестящее исполнение формы «меч черного дракона», что присутствующие были потрясены. Так он сделал еще один вклад в пропаганду китайского ушу.    Умер этот великий мастер в возрасте 93 лет, оставив после себя много прекрасных учеников, несколько документальных фильмов, запечатлевших его искусство, и две ценные книги: «20 упражнений для здоровья и долголетия» и «Двадцать упражнений боевого ушу».

  К сожалению история не сохранила большого видео архива этого выдающегося Мастера, но даже по имеющимся кадрам можно увидеть с какой удивительной легкостью двигается уже весьма пожилой человек.

© 2020 Московский центр изучения ТУНБЭЙ усюе.

Москва, метро "Преображенская площадь",  

1-я улица Бухвостова, дом 12/11