ЮЙ ХАЙ

  В начале 80-х в Шаолине было снято три фильма: Храм Шаолинь (1982), Дети из Шаолиня (1983) и Боевые искусства Шаолиня (также известный как Северный и Южный Шаолинь, 1986). В каждом Джет Ли был в главной роли и Юй Хай – герой второго плана. Фильмы были связаны друг с другом лишь местом действия и рекламой, сами истории не были связаны меж собой, поэтому Джет Ли и Юй Хай играли в них разных людей. Но роль Юй Хай всегда была одна – сифу Джета Ли, нелегкого человека, но с мягким сердцем. 

  Старые фанаты кунфу знают Юй Хая гораздо больше. Почти полвека Юй Хай играл поворотную роль в продвижении китайских Боевых Искусств и являлся одним из величайших инноваторов. Высокочтимый мастер стиля Богомол, Юй Хай создал свою собственную форму Богомола, которая широко практикуется и приверженцами традиционного ушу, и сторонниками современного спортивного ушу по всему миру. Он – отец-основатель современного ушу и был одним из послов культуры во время исторического тура ушу в Белый дом в 1974 году. Он и Джет Ли, даже тогда вместе, были одними из первых граждан коммунистического Китая, чья нога ступила в США, показывая кунфу прямо на лужайке Белого дома для президента Никсона. Известный своей прямотой, Юй Хай был отстранен интригами политиков от мира Боевых Искусств почти на 10 лет. Вернулся он в новом тысячелетии, вооруженный формой собственного изобретения. Но ею он в действительности не делится. 

Рождение легенды.

  Юй Хай родился в северном порте Яньтай провинции Шаньдун. У него было 4 брата и сестры, но старший брат и сестра умерли из-за плохого здоровья и антисанитарии. Остались только младшие сестры, поэтому Юй приобрел в семье привилегированное положение, как старший сын. Но как и его брат, Юй был болезненным. Отец служил в электрической компании и был преданным христианином. Фактически, имя Юй Хай было У Тяньтан (Tiantang - небеса – распространенное имя среди китайских христиан). Боясь за свой род, отец Юй послал его к другу-христианину Линь Цзиншань, мастеру богомола Семи звезд (цисин танлан) в надежде укрепить здоровье сына. Тогда Юй Хаю было 9 лет. 

  Шаньдун – место рождения Богомола. Все родоначальники стилей Богомола - Семи Звезд, Цветка Сливы (мэйхуа танлан) и Шести Гармоний (люхэ танлан) были родом из этой провинции, где дикие богомолы обитают повсеместно. Рядом с родным городом Юй Хая находится Лайян, где, как считается, зародился стиль Богомола Семи Звезд. Помимо Богомола Семи Звезд, Юй Хай также изучал Богомол Цветка Сливы у мужа тети и обменивался знаниями с другими местными практикующими. 

  В апреле 1959 было первое соревнование в г. Яньтай. К тому времени Юй Хай имел уже пятилетнюю практику за спиной. Учитель уговорил его участвовать, несмотря на опасения Юй Хая. К удивлению мальчика, он выиграл и как представитель Яньтай попал на чемпионаты провинции Шаньдун. Через несколько месяцев он и там выступил хорошо, получив место в команде провинции Шаньдун на Исторических Китайских 1-х Атлетических Играх. Там он перешел во второй класс (как в древней Конфуцианской экзаменационной системе, соревнующиеся не просто получали призы, но зачислялись в 1, 2, 3 классы). Юй Хай был очень счастлив стать вторым, особенно потому что ему самому не хватало духа начать соревноваться, пока учитель не подтолкнул его. 

  Юй Хай стал профессионалом в возрасте около 15 лет. В средней школе он планировал пойти по стопам отца и стать обычным рабочим. Но теперь он получал приличную зарплату в 5 долларов в месяц как специалист по Боевым Искусствам. Сегодня кажется, что это мало, но в то время этого хватало, чтобы Юй Хай отправлял половину денег каждый месяц на пропитание семьи. Ко второму году работы в команде его навыки на столько улучшились, что он стал получать высшие баллы на соревнованиях. Теперь его зарплата выросла до целых $39.50. 

Революция 60-х. 

  С 1960 по 1962 гг. Китай пережил тяжелейший период, известный как Три Тяжелых Года. Негативные последствия Великого рывка вперед Мао, вкупе с национальным голодом привели к гибели 30 млн. человек. В этот период практика Боевых Искусств была заморожена. Но как только дела пошли лучше, Китай начал делать первые шаги в направлении современного ушу. Новые требования стали включать движения в воздухе, например, вращения и скручивания. У Юй Хая коренастое с бочкообразной грудью тело – не лучшие данные для высоких прыжков. Он знал, что не сможет высоко прыгать. Не желая разочаровывать своих родителей и учителя, он удвоил усилия, но его план не сработал. 

  «Я пытался тренироваться больше, чем кто-либо еще» - сознается Юй на мандаринском. «Все каждый день много тренировались. Поэтому прямо перед отходом ко сну, я выпивал много воды. Тогда в середине ночи я просыпался пописать. Я вставал, писал, затем еще час тренировался сам с собой». Юй жалеет о своей детской стратегии теперь. «Это было очень глупо. Это может подорвать здоровье». 

  В конце концов Юй Хай травмировал спину во время прыжков. «Раньше преподаватели не знали как преподавать прыжки назад и крутить сальто», вспоминает Юй Хай. «Не было научного подхода. Вот так я и повредился.» Это был жестокий удар по его уверенности в себе. Он присоединился к шести другим детям в списке травмированных. Они не тренировались с остальными, а проходили лечение травами и массажем. Он подошел к учителю и признался в своих сомнениях. Может быть он не подходит для этого. Его учитель ответил: «Если другие могут быть героями в небе, почему ты не можешь быть хорошим человеком на земле?». Эти слова буквально открыли ему глаза. Юй Хай начал концентрироваться на стойках и работе глаз. 

  Юй Хай продолжал тренировки по ночам, но вместо мыслей о своем мочевом пузыре, он фокусировался на своем взгляде и «наполнении» - качестве, известном как Цзин Ци Шэнь (суть, жизненная сила, дух). В темноте он мог представить голодного волка прямо за собой. Тогда он резко разворачивался, чтобы увидеть волка, включая зрение на максимум. Всегда когда была возможность, он визуализировал атаку на себя и реакцию. Однажды за ним стоял парень и Юй Хай не знал об этом. Он повернулся так энергично, что человек испугался и убежал. 

  Юй Хай продолжал тренироваться, нарабатывая силу бегом и скалолазанием. В 1963 проводилось еще одно соревнование. Он не собирался участвовать, но в последние три месяца перед соревнованием его учитель увидел значительные улучшения для восстановления Юй Хая в команде. Юй Хаю не доставало уверенности в себе из-за травмы и незнания новых правил. Он выступал с палкой и мечом в стиле богомола. Из-за нервозности он поскользнулся и коснулся рукой земли в палке, но судьи были снисходительными и он получил третье место. В мече и богомоле он занял первые места. Юй Хай принес домой высшие баллы. 

Из пепла родился Богомол.

  Наиболее известный вклад в Боевые Искусства Юй Хая – форма богомола. Она была продемонстрирована в фильме «Храм Шаолиня 3» и стала основным направлением в реальном храме Шаолинь, который теперь является образцом владения Богомолом. «Традиционный Богомол длится 20-30 секунд – слишком быстро для соревнований», говорит Юй Хай. «Я пробовал соединить две формы. Со стороны плохо выглядит объединение двух форм. Они не скоординированы. Поэтому я спросил учителя и он ответил: «Посмотри на наших предков, чтоб понять как делать его дольше». Это было во времена Культурной революции. В то время работы почти не было.» 

  Всем известен факт, что Боевые Искусства были запрещены во времена Культурной революции. Но точно так же как спиртное во времена Сухого закона, запрет делать что-то редко останавливает от занятий этим. Просто все уходят в подполье. Пока люди продолжают убивать, Боевые Искусства будут существовать. И они всегда будут оставаться «реальными» благодаря насилию и желанию людей защититься от него. 

  «Я ушел в горы с несколькими учениками» - продолжает Юй Хай. «Мы ловили богомолов и клали в большую москитную сетку. Один раз у нас набралось около ста богомолов. Я использовал тростинку для игры с ними и наблюдения за их движениями. Когда я касался их, они блокировали или атаковали. Из всех этих движений я составил все возможные комбинации и сделал свою форму длиннее». 

  Юй показал свое изобретение на соревнованиях. Он спросил мнения других мастеров и внес несколько изменений по их советам. «Те плохие части были плохими не от того, что богомол плохо движется, а от того, что я плохо их интерпретировал. Поэтому я вернулся назад, поработал над ними еще и в следующий раз на соревнованиях получил одобрение от мастеров, ранее выступавших с критикой. Эта форма не напоминала Богомола Семи Звезд или Цветка сливы. Она была уникальной». 

  В семидесятые Юй Хай еще больше увеличил свою деятельность как мастер ушу. Он был старейшим исполнителем в знаменитом туре Белая лошадь и активно путешествовал в рамках других поездок с миссией пропаганды Боевых Искусств. Как и Джет Ли, Юй Хай начал карьеру в кино с уникального фильма «Храм Шаолинь», что в мгновение ока вознесло его на вершину славы в Китае. Китай официально признавал своих звезд Боевых Искусств. Три звезды международного уровня легко назвать: Джеки Чан, Брюс Ли и Джет Ли. Внутри Китая тремя национальными звездами считаются Юй Ченхуэй (так же сыгравший в "Монастырь Шаолинь"), Цзи Чуньхуа (известный в США по фильму «Лысый Орел») и Юй Хай. Но популярность современного ушу выросла до угрожающих размеров и с ней выросла бюрократия «ручных тиранов». 

Гулять за пределами мира Ушу.

  Юй Хай исчез со сцены Боевых Искусств почти на 10 лет. После Культурной Революции с ее нововведениями он почувствовал, что не может смириться с тем как развиваются Боевые Искусства, особенно с мелочной политикой. После завершения съемок в «Шаолине 3» Юй был приглашен Тайваньской кинокомпанией поездить по миру с рекламой фильма. Ему нужно было получить визу. Задачу подать документы он отослал своему руководителю на согласование, но тот не узнал Юй Хая. Юй Хай вспоминает: «Промоутер подошел ко мне и сказал: «Я могу поправить дело. Думаю, он помнит тебя. Просто хочет, чтоб ты поклонился ему. Принеси ему две бутылки вина и покажись сам. Думаю, он подпишет». Я сказал, что не могу этого сделать. Не могу заставить себя купить ему даже самые дешевые бутылки. У нас говорят: «Поклонись до пояса за пять черпаков риса». Это означает, что если работаешь у кого-то, ты должен ему поклоняться. Но я был уже почти на пенсии и это не был вопрос жизни и смерти. Я уже много путешествовал к тому времени. Я был в Чехословакии и России. Я посещал Бирму с Чжоу Еньлай. Я был в Америке в 70-х. За поездки я не получал вознаграждений. Может быть я съел не так много хорошей еды как хотел бы. Но это мне не важно. Я не собирался кланяться. Крыша над моей головой была сделана из грязи и соломы, не бетона, так что если бы она упала, то не травмировала бы меня». Юй Хай не показал лица чиновнику и поэтому не поехал. 

  В 1990 он поехал в Шанхай на трехдневные открытые соревнования. Там другой тренер отвел его в сторону и сказал: «Теперь я не знаю как присуждать баллы». Юй Хай был шокирован. Как тот человек мог сказать такое? Но когда начались соревнования. Он увидел, что многие талантливые участники, которые могли бы претендовать на выход в тройку победителей, не вошли даже в десятку! Ему стало так неприятно, что он ушел. Он перестал подчиняться своим начальникам и отстранился от любых политических игр. С тех пор он никогда не присутствовал на открытых соревнованиях. 

  Когда Китай ввел систему рангов мастеров по дуаням, он сначала не планировал подавать заявку. Он был убежден, что надо дождаться второго срока подачи заявок, и тогда подал на 8-мой дуань. Но получил только 7-й. Многие из мастеров 7-го дуаня были его учениками. Непочтительное отношение Юй Хая к политикам Боевых Искусств стоило ему дорого, но, в конце концов, ему меньше забот. «Я предпочитаю иметь нулевой дуань» - говорит Юй Хай с улыбкой. 

Возвращаясь к истокам. 

  В точности как Бодхидхарма, Юй Хай жил как отшельник Боевых Искусств 9 лет. За это время он серьезно заинтересовался стилем Шести Гармоний (Лю хэ). Помимо роли третьей главной школы Богомола (имеется ввиду стиль Люхэ танлан), Люхэ бафа (шесть гармоний, восемь методов) – считается одним из основных стилей Китайских Боевых Искусств. Все другие старшие стили Боевых Искусств имели достаточно времени для развития, что и произошло с Люхэ бафа, в рамках которой были развиты много различных версий. Некоторые даже противоречат друг другу. Являясь христианином, Юй не считает правильным критиковать других. Это было заложено в него еще его учителем, тоже христианином, особенно при наблюдении за другими стилями. «Мой учитель обладал техникой железных пальцев» - вспоминает Юй Хай. «Если он когда-либо заставал своих учеников высказывающимися плохо о чьей-то форме, он делал ученику один тычок, после которого возникали большие гематомы». Таким образом Юй Хай научился просто наблюдать, ухватывать то, что было ему полезно, и не придерживаться готовых, традиционных практик. Вместо этого он брал то, что срабатывало, и строил свою практику. 

  Юй Хай активно изучал различные интерпретации Шести гармоний, беря лучшее у каждой, и комбинировал их с некоторыми элементами тайцзи Чень. В конце концов у него родилось что-то новое, что уже не было Люхэ бафа. Он назвал это Юйхуэй даофа (метод универсального правила). «Некоторые формы были созданы во времена Революции» - поясняет Юй. «Теперь все, что тогда создано, считается плохим». Юйхуэй даофа означает, что он вечный. Это истинный метод». Юй в действительности не преподает и не показывает эту новую форму. Она действительно предназначена только для его личной практики». 

  Сегодня мастер Юй Хай все еще продолжает пропагандировать Боевые Искусства. Он является приглашенным главным учителем нескольких школ Боевых Искусств, одна из которых в Гуандуне, одна в Пекине и третья в Чжэцзяне. Но после 9-ти летней передышки он чувствует себя обыкновенным учителем Боевых Искусств. «Сейчас некоторые зовут меня «Королем Богомола», но я никогда на это не претендовал», говорит Юй Хай категорично. «Людям просто нравится так говорить. Я обыкновенный учитель и мастер Боевых Искусств». Юй Хай не хочет быть звездой как Джет Ли, или неким недоступным мастером. «Я не боюсь выходить на публику. Я все еще могу ездить на велосипеде за овощами на рынок. Если ты скажешь «Привет!», я буду рад поговорить с тобой».

© 2020 Московский центр изучения ТУНБЭЙ усюе.

Москва, метро "Преображенская площадь",  

1-я улица Бухвостова, дом 12/11